Регистрация / Вход

+78126067575

Юзабилити. Что это такое?


 

В интернет сфере часто мелькает такое понятие, как «Юзабилити», давайте разберемся, что же это такое!

Что такое юзабилити? Ответ на данный вопрос достаточно короток. Термином «юзабилити» обозначается показатель удобства пользования данным сайтом с точки зрения его посетителя. Ниже мы кратко обоснуем необходимость поддержания юзбилити сайта на достаточном уровне и опишем, как его модно повысить. Речь пойдет о наиболее общих, характерных для любого сайта моментах. Однако при конкретной работе будет учесть тип обслуживаемого интернет ресурса (интернет-магазин, лендинг, и т.д.).

Оценка юзабилити интернет ресурса

Общий показатель юзабилити любого сайта составляется из совокупности оценок юзабилити пяти основных составляющих. Рассмотрим их:

  1. Ориентация. Это показатель простоты совершения действий на сайте для его посетителей (особенно новых). Например, если на каждое движение курсора, сайт реагирует всплывающим рекламным окном, затрудняющим дальнейшие действия посетителя, это крайне отрицательно влияет на удобство его использования.
  2. Эффективность. Показывает время, необходимое неопытному пользователю, чтобы сумеет разобраться с интерфейсом сайта и сделать то, что ему было нужно. Чем быстрее, тем лучше.
  3. Запоминаемость. Показывает, как просто пользователи восстанавливают способность ориентироваться на данном сайте после длительного перерыва в его посещениях.
  4. Ошибки. Количество ошибочных действий, совершаемых посетителями ресурса, уровень критичности и методы устранения сопутствующих лагов, показатели быстроты и легкости ликвидации последствий, совершаемых посетителями ошибок.
  5. Удовлетворенность. Субъективный показатель уровня удовлетворенности посетителя результатом и процессом использования сайта. Определяется совокупностью привлекательности дизайна, качества информационного наполнения, удобства навигации, корректности отображения на устройстве пользователя.
    Юзабилити нередко путают с другим важным качественным показателем: «полезностью», то есть способностью интернет ресурса предоставить пользователю именно то, что ему нужно. Однако речь идет о совершенно разных вещах:

  • «полезность» показывает содержаться ли в данном сайте ответы на вопросы посетителя.
  • «юзабилити» — показывает насколько просто и удобно посетителю эти ответы получить, если они на сайте есть или удостовериться в том, что на данном сайте их нет.

Важность юзабилити

Этот показатель оказывает прямое и весьма ощутимое влияние на конверсию интернет ресурса. В сети царит жесткая конкуренция, а сайтов с уникальным информационным наполнением просто не существует. И здесь на первый план выходит удобство и комфорт пользователя при посещении конкретного сайта и использовании его в своих целях. Если пользователю трудно разобраться с навигацией по сайту, его закроет и уйдет на тот, где это сделать легко. Если содержание сайта представлено в сложной для восприятия форме, посетитель, уйдет с него на тот, где…. Правильно, размещена та же информация, но в доступной форме. И т.д.

Современный интернет-пользователь сильно избалован. Он не станет читать руководство по навигации на сайте или работе с его интерфейсом, а просто перейдет на ресурс с аналогичным содержанием, но где система навигации и интерфейс понятны сразу, без всякого руководства.

7 главных правил юзабилити

Опыт и статистика позволили сформировать 7 правил, которые необходимо соблюдать, чтобы у сайта было хорошее юзабилити. Это:

  1. Гарантия надежности. Необходимо, чтобы посетитель удостоверился, что имеет дело с надежной и компетентной в своей области фирмой. Именно для этого и нужна вкладка «о нас» или «о компании», содержащая помимо голословных заверений, реальные доказательства надежности и компетентности: контактную информацию, адрес реального офиса, сертификаты и лицензии, список партнеров (наиболее статусных), реквизиты и т.д.
  2. Поиск. Пожалуй, вторым по значимости, после логотипа фирмы, для её интернет ресурса является (это может показаться странным, но таковы результаты исследований) наличие опции «Поиск» и соответствующей кнопки, размещенной на заметном месте. Практика показывает, что даже если посетитель ей не воспользуется, само наличие «поиска» заметно повышает доверие к сайту и улучшает его восприятие.
  3. Навигация. Посетитель, должен точно знать, где именно он находится в настоящий момент: тема, раздел/подраздел, и т.д.
  4. Отображение. В идеале сайт должен предельно корректно отображаться на устройствах любого типа, и с разными ОС. Это значительно снижает процент «быстрых отказов», увеличивая продолжительность первых посещений и глубину просмотров, что положительно сказывается на конверсии.
  5. Простота в использовании. Данный принцип собрал различные приемы и методы повышения удобства интерфейса сайта для его посетителей. Среди них такие известные, как, например, правила 3-х кликов и 1-й секунды, закон максимального сближения элементов и т.д.
  6. Дизайн. Здесь главное не перегрузить сайт чисто декоративными элементами, затрудняющими восприятие его основного содержания. Главное соблюсти баланс между красивостью оформления и простотой восприятия.
  7. Контент. Информационное наполнение (в подавляющем большинстве, текстовое) должно отвечать определенным требованиям. Главное и них: любой посетитель должен максимально быстро находить именно ему необходимую информацию и предельно легко её воспринимать.

Кроме 7-ми приведенных принципов, имеются и некоторые другие канонические правила. Все они сгруппированы по 3-м основным критериям аудита юзабилити интернет ресурса. Проведение такого аудита необходимо для выявления различных недостатков с целью их устранения и увеличению эффективности ресурса в качестве конечного результата.

Повышение юзабилити

Для того чтобы повысить юзабилити своего сайта, существует единственный путь.

  1. Оценить нынешнее состояние юзаблити, проведя его аудит.
  2. Устранить выявленные недостатки, внеся соответствующие изменения.
  3. Произвести тестирование.
  4. П. 2. и 3. выполнять многократно, вплоть до получения необходимого результата.

Остановимся немного подробнее о том, как тестировать юзабилити сайта. Для этого потребуется:

  1. Сформировать группу, лучше всего, из людей составляющих ЦА.
  2. Выдать членам этой группы задания по выполнению обычных действий на сайте.
  3. Тщательно наблюдать за самими действиями тестирующих, их результатами (что получается, что – нет), реакцией, фиксировать все проблемы, которые возникают и факторы, влияющие на их поведение (обычно, различные элементы интерфейса или/и дизайна сайта).

Здесь крайне важно, чтобы каждый из членов группы проводил тестирование строго самостоятельно, не подвергаясь влиянию каких-либо внешних факторов, особенно (!) со стороны наблюдателя. Помощь или советы совершенно недопустимы, поскольку они спровоцируют изменения естественных действий тестирующего, и, как следствие, получение недостоверного результата тестирования.

Обычно для определения самых важных недостатков сайта вполне достаточно группы из 5 тестирующих. Совсем необязательно, чтобы они тестировали сайт одновременно, проще организовать несколько последовательных тестов, а затем обобщить полученные в них результаты.

На основании этих результатов в сайт вносятся соответствующие изменения, после чего, снова проводится серия тестов для проверки их эффективности. Таким образом, работу по улучшению юзабилити интернет ресурса можно (и рекомендуется!) сделать практически непрерывной.

Кроме того, очень полезно производить юзабилити-тестирование конкурирующих сайтов, поскольку это покажет уровень, который необходимо превзойти.

Для тестирования и оценки планируемых изменений можно использовать напечатанные на бумаге версии интерфейсов. Это поможет сэкономить ресурсы на стадиях работы над улучшением юзабилити, поскольку внести изменения в реальный интерфейс сайта можно будет уже после того, когда наиболее критичные и распространенные ошибки будут уже выявлены и устранены при тестировании «бумажных» версий.

После завершения всех правок и запуска обновленного варианта сайта, рекомендуется провести, как минимум, ещё одно тестирование новой реально работающей версии сайта.

При разработке нового сайта, начинать заботиться о его юзабилити необходимо на самой ранней стадии, поскольку, если этим заняться на заключительном этапе, весьма вероятно, что многие погрешности юзабилити окажутся неустранимыми из-за противоречий между техническими и коммерческими аспектами, в которые добавится и «художественная концепция» дизайнера.

Если юзабилити-тестование проводится еженедельно (или чаще), потребуется специализированное помещение, т.н. «юзабилити-лаборатория». Но в большинстве компаний просто на время проведения тестов выделяется отдельное небольшое помещение. Главное условие: отсутствие внешних раздражителей и посторонних (в том числе и других сотрудников, не имеющих прямого отношения к проведению теста).

Заключение

Кратко подытожим, изложенное в данной статье.

  1. Юзабилити является одним из важнейших показателей эффективности сайта.
  2. Существует 5 критериев по совокупности, которых оценивается общий уровень юзабилити. Это
    • Ориентация,
    • Эффективность,
    • Запоминаемость,
    • Ошибки,
    • Удовлетворенность.

«Полезность» — является отдельным показателем и прямого отношения к юзабилити не имеет.

  1. Высокий показатель юзабилити крайне важен, поскольку при низком, посетители просто не станут пользоваться сайтом, уйдя на конкурирующие ресурсы.
  2. Для обеспечения высокого уровня юзабители необходимо соблюдать 7 главных принципов:
  • Гарантия надежности.
  • Наличие опции и кнопки «Поиска».
  • Навигация.
  • Отображение.
  • Простота и удобство использования.
  • Дизайн.
  • Информационное наполнение (контент).
  1. Для повышения юзабилити, прежде всего, необходимо выполнить специализированный юзабилити-аудит ресурса, после чего, на основании полученных результатов, исправить проблемные места, после чего провести контрольное тестирование.
  2. Юзабилити-тестирование следует проводить как можно чаще. Как минимум, после внесения каждого изменения в интерфейс или дизайн. Повторять цикл: тестирование – внесение правок – тестирование следует до получения положительных результатов по каждому из 5-и критериев.
  3. Для проведения тестов не требуется специального оборудования. Вполне достаточно, человека, непосредственно выполняющего тестовое задание, наблюдателя, фиксирующего действия и их результаты, отдельного изолирования помещения, компьютера с доступом к сайту или бумаги с распечатанным изображением интерфейса тестируемого сайта.

Комментарии

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Добавить комментарий